Сан-Стефанский Договор и современники

 

Будто не хватает причин обличать Кирилла Гундяева ! Так зачем ругать его, когда выражает здравые мысли ?

Недавно интернет напомнил состоявшийся три года назад в Болгарии случай в день национального праздника, отмечающегося в день подписания Сан-Стефанского договора, когда премьер-министр поблагодарил все народы, принявшие участие в освобождении Болгарии. И тут, энное количество украинских СМИ, всех их не сосчитать, стали вдоволь повторять, что особые благодарности были официально посланы ряду государств. Но дело в том, что указанные государства фактически не имеют к этому делу отношения, поскольку в те годы они просто не существовали. И эти СМИ, с подчёркнутой радостью, перечисляют страны, получившие благодарные послания, среди которых, в частности, почему-то находится Украина, но отсутствует — по крайней мере никогда не указывается — Россия.

Реакция Кирилла Гундяева, будь она даже не вполне дипломатична, вполне оправдана : стоило, сказал он, поблагодарить одну Россию, а мы добавим — и горячо поблагодарить. И тут посыпался целый ряд возмущённых реакций, начиная с вице-премьера, обозвавшего, совсем уж не дипломатично, прибывшего в Болгарию с официальным визитом по случаю праздника Кирилла, назвав его агентом КГБ, и кончая всякими пишущими пешками, состязающимися между собой в лестных эпитетах по отношению к гостю. Как следовало ожидать, это вызвало обратную реакцию в защиту обиженного гостя и дело дошло до суда. И вот, на днях софийский районный суд вынес решение о том, что не было, мол, высказано клеветы в адрес московского патриарха.

Оставим этот неуместный спор и призовём читателей к некоторому благоразумию. Надо же всё-таки знать минимально историю, а не только копошиться в сегодняшнем интеллектуальном маразме.

Да, в перестроечные годы Кирилл заслуженно был прозван, не «сигаретным», а «Табачным митрополитом» за свои жульнические махинации со знаменитыми Марльборо, на которых (и не только на этом) он нажил себе колоссальное богатство, торгуя американскими папиросами, получаемыми безпошлинно за счёт щедро посылаемой Западом гуманитарной помощи в то время, когда народ голодал. Лучше не скажешь о безсовестности человека. Да — общеизвестно, что, как добрый ученик Никодима Ротова, он был и является высокого чина кагэбэшником, как и весь высший, да и нижний, эшелон патриархийной администрации. Многое, многое можно было бы ещё добавить к его характеристике, ничего тут нового нет. Поэтому скажем ещё раз — зачем было ругать его за здравые слова ?

Тут благоразумнее подзадуматься над интеллектуальным уровнем болгарского премьер-министра с вице-премьером, не боящихся прослыть Иванами, непомнящими родства, и над очередной глупостью редакции UA News, с радостью поддерживающей всякую глупость, если только она направлена против России ! Но в этом вопросе, и с этими людьми, предел невежества безпредельный !

И на самом деле — в чём тут дело ? 3 марта (18 февраля по старому стилю) 2018 г. в Болгарии отмечалось 140-летие подписания Сан-Стефанского мира, ставшего национальным праздником Болгарии. В результате победоносной Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг., Болгария, вместе с рядом славянских народов, была освобождена после пятивекового ига под турецким владычеством. Безкорыстная защита угнетённых братских народов, со стороны Царской России и её доблестного воинства, была по должному праву признана всем болгарским народом и на многие годы вошло в обиход выражение : «Ние сме братушки».

По всей Болгарии, и так по сей день, более 400 памятников было воздвигнуто в признательность и память старшему русскому брату, за дарованную свободу, стоившей столько русской крови. Среди этих памятников, самый вероятно впечатлительный — Храм-Памятник на Шипке, на внутренних стенах которого размещены плиты с именами в частности русских воинов, павших за освобождение своих братьев по вере. Самый большой колокол храма, весом более 11 тонн, был лично подарен св. Царём-Мучеником Николаем. В самом центре столицы Софии, на площади Народного Собрания, лицом к Парламенту стоит величественный памятник-всадник Царя-Освободителя Александра II с вылитой надписью золотыми буквами на подножье : «Царю Освободителю признателна България». Упомянуть можно и величественный кафедральный собор св. Александра-Невского, также воздвигнутый в благодарную память Русскому Императору. И так по всей болгарской территории.

Если вернуться к подписанному по итогам Русско-Турецкой войны важнейшему Сан-Стефанскому Договору, то видим, что он был подписан всего четырьмя человеками, двумя представителями побеждённого Турецкого султана и двумя особо выдающимися русскими дипломатами — бывшим послом в Константинополе, генералом-графом Н.П. Игнатьевым, вероятно самым блестящим послом в Османской империи, и будущим, также замечательным, послом А.И. Нелидовым. Болгария становилась самоуправляющимся христианским государством, выбирающим своего Князя. Но не одна Болгария была облагодетельствована Россией : Сербия, Румыния, Черногория стали независимыми государствами, Бессарабия, нынешняя Молдавия, была изъята из под турецкого ига и воссоединена с Россией. Всё это говорит об огромном значении победы России и о её благотворных последствиях в политической жизни Европы и её славянских народов.

Тут не место входить в подробности военных действий и активной деятельности русской и европейской дипломатии, но всем должно быть ясно, и никто оспаривать не может, что ни о какой победе над Турцией не могло бы быть и речи без чисто рыцарского порыва России. Никто не оспаривает факт, что рядом с русскими войсками могли выступать разные повстанческие отряды освобождаемых народов, что делает им честь, но не могло иметь решающего значения в исходе войны. Войну с Блистательной Портой выиграла Россия и никто иной. И кто лучше премьер-министра и вице-премьера Болгарии, должен это знать и никто, как они, никакого нравственного права не имеет, особенно в этот день, забывать то, что Россия, и никто иной, для них сделал и это несмотря на сегодняшние отношения к современной РФ. Могут благодарить Румынию и Черногорию за их участие. Однако Финляндия в XIX-ом веке входила в состав Российской Империи, как и Молдавия, и воевали они в качестве российских войск. Известна трагическая судьба Польши в XIX-ом веке, её территория и народ были разделены на три части, из которых основная входила в состав Российской Империи и, если поляки воевали, то как силы России. А те, что не были под Россией — вряд ли участвовали в освобождении Болгарии. Выходит не совсем понятным, за что благодарить Польшу ? Зато, совсем уж непонятно за что было благодарить Украину, вообще тогда не существующую, ибо, как государство, появилась она только в ХХ-ом веке благодаря большевицкой революции.

Вот, что должно было привлечь внимание серьёзных наблюдателей, а не, пусть и грубое, но правильное изречение Кирилла Гундяева. Не он, а политическая выходка болгарских властей, если была умышлена, заслуживает определённого порицания. На этом дипломатическом инциденте лишний раз проверяется факт, что Россия, которую постоянно смешивают с советчиной и пост-советчиной, является именно по этой причине, самой большой жертвой большевицкого кровавого эксперимента, питавшего по сей день русофобские чувства, как это видно в печальном событии, о котором тут шла речь.

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый