Печать
Категория: Ватикан и Россия
Просмотров: 176

Ватикан — Какие перспективы ?

 

 

Принято говорить, что о покойном человеке следует вспоминать всё только доброе, или же не говорить ничего. Так мы, пожалуй, промолчим …

Судьба католической Церкви, в принципе, не должна была бы особо волновать православных — у каждого свои дела, свои трудности и свой путь. Мы-то знаем, где есть Истина и с нас просится только идти её путём, следовать её учению. Тем не менее, своей громадой и своим универсализмом, католическая Церковь со своим полутора миллиардов членов неизбежно влияет на судьбу мiра, людей, вчастности верующих, к какому бы вероисповеданию они не принадлежали. Хочешь или не хочешь, но постоянные реформы, вводимые после II-го Ватиканского собора, имеют на всех влияние хотя бы тем, что приходится объяснять, оправдываться — почему не следуешь торжественному шествию мiра, идущего туда, куда все мы знаем. Но возможно придёт время, когда объяснения и оправдывания станут недостаточными, и законным порядком каждому надо будет повиноваться всяким новшествам, идущим в разрез с нашими убеждениями и христианским мiровоззрением.

Итак, оставим судьбу новопреставленного Папы на милость суда Божьего, тем более, что мы уже о нём не раз писали, и порассуждаем о возможных ватиканских перспективах.

Кто будущий ? Кто преемник ? Последователь ли усопшего Франциска, или наоборот, человек желающий хотя бы остановить скольжение корабля в бездну, как честно пытался сделать, но не добившись успехов, его предшественник Венедикт XVI ?

Скажем сразу и с самого начала, что особенно в этой области гадать или делать прогнозы и опасно и тщетно. Не зря бытует пословица : "Кто входит на конклав папой, выходит оттуда кардиналом", поэтому не следует смотреть на того, кто накануне выборов может выглядеть основным претендентом, как на несомненного предстоящего избранника. В этом вопросе больше шансов ошибиться, чем наверняка угадать.

Однако, попытаемся изложить пред-конклавную картину и имена некоторых возможных преемников. Скажем сразу, что либеральные, левого толка кандидаты имеют самые вероятные шансы, хотя бы от того, что среди ста тридцати пяти кардиналов-избирателей, восемьдесят процентов были поставлены в этот высокий сан самим Франциско. Зная его авторитарный метод правления можно предположить, что в большинстве случаев это люди близкие с ним по духу … Помним как Ленинградский митрополит Никодим, за чуть более 15 лет, рукоположил в МП целую плеяду пастырей и, если память не изменяет, произвёл хиротонии около тридцати пяти архиереев, так называемая "никодимовская гвардия", поставленных на все ключевые посты и таким образом определивших курс патриархийного корабля чуть ли не по сей день. Последним таким видным никодимовским питомцем не кто иной, как здравствующий Кирилл Гундяев. Подобную гвардию составил себе и ныне покойный Франциск и вероятно с той же задней мыслью — продолжить жизнь после жизни. Но не будем забывать, что на конклаве каждый голосующий вполне свободен и ни перед кем, кроме перед Богом, не отвечает за поданный втайне голос.

Итак, начнём с самого вероятного победителя в гонке на папское седалище. Это безусловно последний госсекретарь, т.е. своего рода премьер министр, кардинал Пьетро Паролин. Кто такой кардинал Паролин ? Выдвиженец Франциска и его ближайший сподвижник. Достигший высшей власти в 2013 году, Франциск тут же увольняет кардинала Бертоне, консерватора, служившего многие годы госсекретарём при Венедикте XVI, и назначает на его пост Паролина, ватиканского аппаратчика без всякого пастырского опыта, но зато профессионального дипломата, либерала левого оттенка. Некоторые называют его новым кардиналом Казароли. Если Agostino Казароли оставил о себе память, как проводник Ostpolitik, политики сближения с горбачевским Советским Союзом, то Паролин открыл путь сближения с коммунистическим Китаем, подписав семь лет назад тайное соглашение с Пекином о порядке назначения епископов. Напомним, что, как ни странно, в Китае существовало две католические Церкви. Одна, традиционная, признанная Ватиканом, избегающая сношений с властью, но более менее терпимая ею ; другая, официальная, признанная и до некоторой степени продвигаемая и назначаемая коммунистическими властями, но официально не признанная Ватиканом. Иными словами, говоря русскими понятиями, одна Катакомбная, другая Сергианская. Так вот, от имени Франциска, Паролин, не пригласив к разговорам и не оповестив традиционную Церковь, подписал тайное соглашение с коммунистической властью о признании т. н. "Сергианской". О многом это говорит …

Но эта левая направленность дипломатической деятельности не исчерпывает характеристику этого двойника покойного Франциско. Паролин ещё отличился тем, что является первым церковным участником, присутствующим на заседании Бильдербергского клуба и также, что не менее курьёзно, месяц назад в марте 2025 г., среди Великого поста, был приглашён разделить с мусульманами "Рамадамский стол" в Риме. Как не понять, что с такими наклонностями и с такой открытостью он не был бы кандидатом т. н. глобалистов на папский престол. И если ещё добавить ко всему этому разделяемые им папские блуждания в вопросе ЛГБТ, где он вполне мог бы сам сказать крылатую фразу Франциска : Кто я такой, чтобы судитьА если ко всему этому добавить его не скрытую неприязнь к традиционной латинской мессе, о которой он в частном, но достойном доверия разговоре, сказал : «Мы наконец должны навсегда разделаться с этой мессой», то это даёт нам картину человека, постоянно восхваляющего всевозможные диалоги, но только не с самыми убеждёнными католиками, человека не считающегося со мнением и упованием огромного количества своих же верных.

Таким образом, как не понять, что для строго консервативных католиков возможное возведение кардинала Паролина на папский престол, по словам некоторых из них, следовало бы встретить не колокольным звоном, а кастрюльным концертом. Но, выражая всё же долю оптимизма, один ватиканский эксперт традиционалист, выговорил следующую лаконическую мысль : «Худшее не всегда обязательно сбывается» …

Перейдём теперь в противоположный лагерь.

Кардинал Роберт Сарах выглядит самым вероятным кандидатом на папский престол в среде консерваторов, но имеют ли шансы консерваторы ... Тем не менее, даже международные газеты, такие как Le Monde, и католические издания, включая La Croix и Catholic Herald, вполне серьёзно говорят о его шансах. Интересно отметить, что демократически настроенные СМИ и вообще общество, хоть и сторонятся его консервативных взглядов, относятся к нему с уважением, что может объясняться тем, что кардинал Сарах африканец, чистокровный гвинеец. Как же — чёрный Папа, это для прогрессивно настроенных людей может даже простить его явную консервативность !

А что кардинал Сарах консерватор, он сам ничуть этого не скрывает и не боится утверждать отжившие, вовсе не политкорректные, принципы. Так, например, по его словам, гомосексуальные браки - «ересь, которая серьезно подрывает Церковь». С момента избрания Папы Франциска в 2013 году кардинал-гвинеец выступал против аргентинского понтифика по ряду вопросов, как иммиграция, ограничение латинской мессы и самое смелое противостояние однополым бракам. В изданной популярной книге, опубликованной в 2020 году, Роберт Сарах прямо говорит о «крахе Запада» и критикует «миграционные процессы». Как он объяснил на французском канале, его цель помочь развитию Африки так, чтобы её молодые люди находили работу в Гвинее и не иммигрировали в Европу. Не боится даже говорить, что эпоха колониализма многое принесла Африке и африканскому народу, и что европейцам нечего стыдиться этим прошлым и наоборот должны гордиться всем тем, что европейская цивилизация принесла міру. Излагает все эти мысли спокойно и с убеждением, но понятно насколько такое мiровоззрение идёт в разрез с царящим сегодня общественным мнением. Нужна будет серьёзная доля смелости кардиналам для голосования за человека с такими принципами и таким мiровоззрением, тем более имея ввиду состав конклава, состоящий, как было выше сказано, в подавляющем большинстве из питомцев папы Франциска.

Но кардинал Сарах не единственный оппонент папскому мышлению, есть другие личности достойные уважение в том, что выступают в защиту традиции, конечно, в первую очередь своей, католической, но которая ведь временами перекрещивается и с нашей, чего не бывает с католичеством покойного папы Франциска. Среди таких традиционалистов можно отметить кардинала Герхарда Мюллера, непримиримого консерватора, который во время ковида утверждал, что коронавирус использовался глобалистами, как средство для приведения людей в подчинение и к тотальному над ними контролю. Мюллер сильно горевал, что Ватикан добровольно пошёл этим путём и велел католикам подчиняться этой принудительной политике. Он, как бывший префект Конгргациии по вероучению, как бывшее высшее лицо в ведомстве Доктрины веры, неоднократно выступал против реформаторской политики Франциско. По поводу энциклики «Fiducia Supplicans», благословляющей однополые браки, он без обиняков выразил своё коренное несогласие с папской энцикликой, сожалея, что вместо ясного учения слова Божиего, она призывает подчиняться «этой абсолютно неправильной идеологии ЛГБТ». Ещё яснее выразился он в одном печатном интервью об этой «выдумке», появившейся без какого либо основания : «Возникший хаос и самочинная опасность для единства Церкви должны быть восприняты как урок, чтобы в будущем воздерживаться от подобных выходок со стороны новичков, которые хотят делать все не так, как их предшественники, и авторитарно навязывать свои субъективные и непродуманные мнения всей Церкви». Разразившийся глухой скандал принудил Папу высказаться, попытаться как-то выкрутиться из неловкого положения, и сказал, что благословляется не однополый брак, а … благословляются люди, вступавшие в такой брак. Ах, эти неизлечимые иезуиты !

Со стороны, трудно даже представить себе какое отвержение вызывал Франциск своими выходками, приведшими его Церковь на грань раскола. На его стороне была масса, как правило всё проглатывающая, и всякие по имени только католики. Среди его сторонников мало находилось настоящих убеждённых католиков, были даже слышны обвинения в ереси в его адрес. Мы были свидетелями, как в течении целой недели толпы людей, десятками тысяч, оплакивали мифического милосердного-миротворца, явно не видя и не понимая каким милосердным миротворцем был этот ПапаИзвестно, чем и кем движимы толпы. Если противопоставить его таким видным прелатам, как Сарах, Мюллер, Берк, Шнайдер, Каффарра, Брандмюллер, Майснер и пр., занимающим или занимавшим самые высокие куриальные должности, и вспомнить их крайне критические суждения в адрес этого "наместника Христа", то это о чём-то должно говорить. Прелаты-традиционалисты прямо говорят : вопрос не в том, кто за, или кто против, Папы Франциско, а вопрос в том, что надо защищать и утверждать учение католической Церкви, поэтому справедливо осуждают они идеи и нравы современного мiра, проникающие сегодня в Церковь под видом «милосердной пастырской заботы» покойного Папы.

Последняя выходка, против которой открыто восстала значительная часть здравомыслящих католиков, было выступление Франциско в Сингапуре в самом конце 2024 года, где он прямо ошеломил, близ него стоящих прелатов : «Богъ есть Богъ для всех, а если Богъ для всех, значит, мы все сыновья и дочери Бога. Все религии – пути, ведущие к Богу. Они, если можно так выразиться, похожи друг на друга, как разные языки, разные диалекты, чтобы достичь Бога».

Для безбожного современного мiра это безусловно представляется очень заманчивым учением, совсем в духе столь дорогой папе Франциско "милосердной пастырской заботы", но как соотнести такое учение "наместника Христа", с учением Самого Христа ? Для Папы Франциско : «Все религии - это пути к Богу», а для Господа нашего Иисуса Христа : «Аз есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Для Бергольо религии подобны языкам и так же как все языки славят Бога, то и все религии одинаково ведут к Богу. И чтобы всем было понятно, он уточняет : «Некоторые среди вас сикхи, некоторые мусульмане, некоторые индуисты, некоторые христиане – это всё только разные пути».

Были поданы официальные запросы Папе с выражением недоумения за такие возмутительные слова, с просьбой разъяснения, но Франциск остался глух, не дав никакого ответа на письменные обращения кардиналов, и только один раз, на аудиенции, сказал, что критики исходят от «людей непонимающих» и так ушёл в иной мiръ, оставшись на своём.

Так вот перед какой картиной и дилеммой находится католическая Церковь — идти дальше по стопам Франциска или попытаться покинуть его бездорожья, что пытался сделать его предшественник с известным всем результатом. Вынужденный подать в отставку Венедикт XVI признался в одном интервью, что папское правление Франциска навело на него горькое чувство разочарованияУдастся ли предстоящему конклаву подслащить эту горесть ?

 

Протодиакон Герман Иванов-Триналцатый